Введение христианства в Болгарии в 9 веке по существу означало утверждение самой Болгарии. Утверждение во внутригосударственном масштабе в результате достижения духовного и культурного единства, в международном - среди крупных европейских государств, претендовавших на главенствующую роль, могущество и славу. Одним из орудий достижения этой цели были монастыри - орудием в руках философов, писателей, просветителей, призванных ковать за монастырскими стенами не просто религию, а культуру народа, впоследствии переросшую в национальное самосознание , которое помогло болгарскому народу уцелеть, выжить, сохранить свою сущность в жестокие пять веков чужеземного ига.
Вот почему, если мы скажем, что монастыри были очагами письменности и просвещения, храмами искусств и памятниками архитектуры, это будет верно, но этим будет сказано не все. Вскоре после основания первых монастырей на болгарских землях судьба распорядилась, чтобы они были втянуты в острые политические конфликты, имевшие в эпоху средневековья единственное разрешение: один из противников бывал разгромлен и порабощен другим... А соперником Болгарии была сама Византия. По вполне объяснимым причинам монастыри - центры создания письменности и литературы болгарского народа - стали оплотом его самых сокровенных чаяний и надежд. И потому без преувеличений можно сказать, что монастыри -это сама болгарская история, начиная с их деятельности по утверждению славянской письменности и культуры, с их важной роли в борьбе против византийских поработителей /11-12 вв./ и кончая славными, исполненными трагизма страницами, которые были вписаны не только монастырями, но и всем болгарским народом в историю противостояния игу /14-19 вв./. Это летопись величайших испытаний, выпавших на долю Болгарии.
Таким образом, все то, что следовало бы называть "культурой, создаваемой в монастырях" по существу представляет собой органическую часть подлинно народной культуры - культуры, создаваемой самим народом.
Сто двадцать монастырей, сохранившихся до наших дней, являют собой живую летопись культуры, творческого созидания, становления и роста самосознания болгарского народа, летопись его дум и чаяний.
РИЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Рассказ о Рильском монастыре лучше всего начать словами первого болгарского историка, видного просветителя Паисия Хилендарского, которые мы читаем в его " Истории славяно-болгарской", написанной в 1762 году: "На всей земле болгарской, где ранее имелось столько монастырей и церквей, в наше время бог сохранил один-единственный РИЛЬСКИЙ монастырь... От него большая польза всем болгарам. И потому все болгары обязаны беречь РИЛЬСКИЙ монастырь и жертвовать в его пользу..."В летописи этой обители нашла отражение вся история болгарского государства и болгарского народа, борьба за защиту его национальной и культурной сущности.
Монастырь был основан в 10 веке отшельником Иваном Рильским. Позднее он превратился в один из центров культуры и просвещения раннего средневековья. В 11 веке монастырь пришел в упадок, однако в первые годы существования Второго Болгарского государства возродился вновь. В настоящее время монастырь расположен в 119 километрах на юг от Софии, на том самом месте, где он находился в 14 веке, когда в нем поселился полунезависимый феодал севестократор Драговол Хрельо. В 1335 году он воздвиг пятиэтажную оборонную башню, в верхнем этаже которой размещалась небольшая церковь Преображения Господня. Башня эта и поныне стоит в монастырском дворе, а в церкви сохранились фрагменты настенных росписей той эпохи. В конце 14 века РИЛЬСКИЙ монастырь был могучим феодальным владетелем которому принадлежало много сел и земных угодий.
Экономическое могущество монастыря, по всей вероятности, внушало уважение турецким султанам, которые вначале специальными указами /фирманами/ подтверждали незыблемость прав, дарованных монастырю болгарскими царями. Однако, в середине 15 века монастырь был разорен. Его новый восход начался в 1469 году, после перенесения в него мощей Ивана Рильского из города Велико - Тырново, когда судьбу монастыря принял к сердцу весь болгарский народ.
Постепенно монастырь стал притягательным центром для многих известных просветителей того времени.
После нескольких опустошительных пожаров и налетов грабителей к началу 19 века благосостояние монастыря сильно пошатнулось. На средства , собранные по всей Болгарии, в 1816 году началось строительство новых здании, которые стоят незыблемо и поныне. Оно велось целых тридцать лет. Выходящие во двор фасады представляют собой доведенную до совершенства систему галерей, которая придает всему облику теплоту и уют, не свойственную афонским монастырям. В северном крыле здания находится большая монастырская поварня - уникальное творение монастырского зодчества: ее печь венчает огромный 24-метровый конус, который проходит через все этажи с несколькими рядами арок и завершается небольшим куполом.
Строительство главной церкви монастыря велось с 1834 по 1837 год. Она была возведена на месте старой, сгоревшей во время пожара. Церковь отличается оригинальной объемно-пространственной структурой: она представляет собой сочетание старой трехнефной базилики, афонской крестово-купольной церкви и итальянской купольной церкви. Нормальные для таких церквей размеры увеличены за счет двух апсид, двух клиросов и двух притворов.
Церковь отличается исключительным богатством внутреннего оформления. Росписи стен создались между 1840 и 1848 годами лучшими живописцами той эпохи. Двадцать портретов дарителей - ктиторов положили начало болгарской светской живописи, реалистическому портрету.
Таким образом, главная церковь Рильского монастыря представляет собой своего рода музей, отражающий новые веяния в религиозной живописи 19 века, в корне изменившие ее облик. К этому собранию следует присовокупить росписи церквей и часовен, находящихся за стенами монастыря.
Тридцать шесть многофигурных сцен, образы первых болгарских царей, апостолов, мучеников, исключительно богатый орнамент, в котором причудливо переплитаются изображения растений, птиц и стилизованных геометрических фигур, - таков вкратце "сюжет" главного деревянного резного иконостаса церкви св. Богоматери, над созданием которого четверо мастеров-резчиков трудились пять лет.
Замечательный образец искусства резьбы по дереву проставляют собой церковные врата XIV века, которые ныне хранятся в историческом музее Рильского монастыря.
Здесь представлены богатые коллекции золотой и серебряной утвари, старинных монет, оружия, украшений , парчи, вышивок. В библиотеке монастыря, насчитывающей шестнадцати тысяч томов книг, хранятся 134 рукописи 15-19 веков, множество старопечатных книг и документов. В музее находится богатая этнографическая коллекция произведений прикладного искусства и художественных промыслов, которую составили народные дары, поступавшие из разных концов страны. Под каждым экспонатом указаны имена дарителей и точная дата получения того или иного дара. Эти скупые надписи представляют собой своеобразную летопись высоких патриотических чувств народа, его чаяний и надежд, связанных с Рильским монастырем.
БАЧКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Бачковский монастырь находится на берегу реки Асеницы /в 29 километрах от Пловдива/. По своим масштабам, архитектурному, художественному и культурному значению его можно сравнить только с Рильским монастырем.Монастырь имеет сложную и противоречивую историю. Он был основан в 1083 году Григорием Бакурианом, грузином по происхождению. Согласно "типику" /уставу/, монастырь получил полное самоуправление, его братия состояла из монахов-грузин числом не более пятидесяти. Бачковский монастырь владел большими богатствами, его земельные угодья простирались до самой Солуни /Салоник/.
В 1344 году царь Иван Александр, утвердив свою власть над Родопами, населил монастырь монахами
-болгарами, щедро одарив его. В притворе верхнего этажа Бачковской усыпальницы изображены царь Иван Александр, а также основатель монастыря Григорий Бакуриан и его брат. Церковь - усыпальница
- единственное здание, уцелевшее после разрушения монастыря в 16 веке.
Архитектурный облик церкви - усыпальницы как нельзя лучше отражает "биографию" монастыря: в нем чувствуется преобладающее влияние сирийского и армянско-грузинского зодчества. И в то же время способ кладки /чередование параллельных рядов каменных плит и кирпича/ восходит к традициям средневековых Плиски и Преслава. Стены обоих этажей усыпальницы покрыты росписями, представляющими собой ценный документ далекой эпохи, от которой до нас дошло очень мало художественных свидетельств. Созданные в 11 и 12 веках, вероятно, двумя художниками, фрески представляют собой образец аристократического искусства монументально - спиритуалистического стиля эпохи торжества теократической системы императорской власти: суровые, аскетические лики, строгий, четкий рисунок, сверкающий эмалью колорит.
Бачковский монастырь уцелел в первые годы завоевания страны османами, в него был сослан последний болгарский патриарх Второго Болгарского государства - патриарх Евфимий, который продолжал в его стенах свое большое литературно - просветительное дело. В лихую годину массового обращения населения в мусульманство, монастырь был разрушен, однако к концу 16 века снова восстановлен. В 1601 году была построена трапезная, а в 1604 года - главная церковь Успения Пресвятой Богоматери.
Благодаря высочайшему благоволению греческого патриаршества, монастырь получил разрешение на строительство этой монументальной церкви /12х12 м, крестово-купольный, трехапсидной/. Это было единственное монументальное культовое здание, сооруженное на землях Болгарии в начальную пору национального Возрождения. Более древние фрески покрывающие стены, датируются 1643 годом. Их сухость, скованность и схематизм говорят о том, что они созданы скорее всего живописцем Афонской школы, стоявшей в стороне от процессов всеобщей демократизации искусства. Особый интерес представляют росписи трапезной. Здесь изображены греческие философы и писатели Аристотель, Аристофан Диоген, Давид, Софокл, Анаксимен.
В эпоху национального Возрождения Бачковский монастырь превратился в один из самых значительных центров просветительной и литературной деятельности. Он не раз являлся местом массовых паломничеств. В 1837 году было принято решение о сооружении нового храма - церкви св. Николы. В 1840 году ее стены были расписаны известным художником эпохи болгарского Возрождения Захарием Зографом. Изображенные им сцены "Страшного суда" и другие сцены и композиции включают жанровые ситуации и реалистические картины природы, первые композиции с ярко выраженным социальным содержанием.
Фрески, старинные иконы разных периодов, собрание старопечатных книг в художественных окладах, предметов церковной утвари делают Бачковский монастырь богатейшей сокровищницей болгарского искусства.
ТРОЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Троянский монастырь известен главным образом тем, что его стенные росписи представляют собой один из самых интересных циклов в творчестве Захария Зографа /он расписывал стены главной монастырской церкви как внутри, так и снаружи, что встречалось в практике живописцев той эпохи редко/. Монастырь, построенный в 1835 году в 7 километрах от города Трояна, является образцом проникновения в культовую живопись народного мироощущения, ярким свидетельством воздействия жилого строительства на культовую архитектуру. Захарий Зограф трактовал темы добра и зла в современном ему, остро социальном контексте, он писал лики болгарских и русских святых, изобразил /второй раз/ себя и поставил под автопортретом подпись - свидетельство удивительного для эпохи рабства чувства достоинства. В трапезной монастыря им создан поистине редкостный для того времени групповой портрет монастырской братии.В одной из летописей упоминается о том, что Троянский монастырь был основан в 1600 году, однако от тех давних времен сохранился и дошел до нас только престольный камень церкви. Таким образом Троянская обитель всецело принадлежит эпохе болгарского Возрождения. В середине 18 века в монастыре трудились видные просветители, было основано училище. Патриотическая миссия переросла в традицию. В 1872 году Васил Левски основал в монастыре тайный революционный комитет, в который вошли все монахи во главе с игуменом монастыря отцом Макарием. Четыре года спустя монастырь стал оплотом Апрельского восстания в этом районе.
К счастью, болыпенство замечательных произведений - памятников искусства эпохи национального Возрождения и более позднего периода - уцелело. Иконостас главной церкви, созданный в 1839 году, представляет собой шедевр искусства резьбы по дереву. Удивительной самобытностью отличается созданная намного раньше /в 1794 году/ резьба царских врат часовни св. Николы. В монастыре можно увидеть иконы кисти известных мастеров эпохи Возрождения.
РОЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Роженский монастырь, расположен далеко на юге, в 6 километрах от города Мелник, был единственным из восстановленных в первые века османского ига монастырей, которому в дальнейшем посчастливилось уцелеть. В своем сегодняшнем виде монастырь /воздвигнутый мельницким правителем Славом в 12 или 13 веке/ сохранился таким, каким он был в 16 столетии. Одна из надписей гласит, что лики Христа Пантократора и двенадцати апостолов над дверью главной церкви св. Богоматери написаны в 1597 году. Ценными памятниками живописи 17 века являются росписи наружной южной стены /"Страшный суд ", "Лестница праведников "/, датированные 1661 годом, а также из жития Иоанна Крестителя в монастырской усыпальнице. Внутренние стены наоса, преддверия и часовни главной церкви расписаны в 1732 году. Здесь представлено свыше 150 библейских и евангельских сюжетов, фрески содержат необычное обилие образов монахов и отшельников , многие из них, вероятно, были реальными историческими лицами, современниками автора росписей, фамилия которого осталась неизвестной.Роженский монастырь славится прежде всего своими резными деревянными иконостасами и аналоями. Некоторые из них на редкость сложны по замыслу и композиции, библейские сюжеты давали изографу повод для проявления неуемной фантазии, яркого, пышного декоративизма.
В Роженском монастыре было создано уникальное произведение знаменитой Роженской каллиграфской школы, существовавшей здесь еще в 14 веке, -рукописный список " Толкования Иова ," который был взят в 1674 году константинопольским патриархом Досифеем и ныне хранится в иерусалимской церкви Гроба Господня.
ИВАНОВСКИЙ СКАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ
Число памятников болгарского средневекового искусства невелико. Каким-то чудом сохранились стены росписи в Ивановском скальном монастыре - образцы искусства прославленной Тырновской школы.Высеченный довольно высоко в скале над рекой Русенский Лом и села Иванове, монастырь был обиталищем отшельников и в период широкого распространения в Болгарии идей исихазма /14 в./, призывающих к безмолвию, аскетизму и нравственному совершенствованию. Получившее широкое распространение в Византии, учение исихазма проникло в Болгарию в тревожные времена, когда в стране царили социальный гнет и феодальные междоусобицы. По вполне понятным причинам отшельничество в Болгарии получило широкий размах.
Стенопись в одной из пещер Ивановского скального монастыря, названной "церквью", была обнаружена археологом Карелом Шкорпилом. По всей вероятности, росписи были созданы в царствование Ивана Александра, в пору возникновения этой отшельнической обители. Болгарский владетель, которому были близки идеи исихазма, запечатлен на одной из стен притвора церкви как ктитор, благодетель монастыря. Здесь, на сравнительно небольшом пространстве , размещено большое количество сцен и образов, объединенных в отдельные композиции сравнительно малых размеров /1,2 х 1,5 м/. Большой интерес представляет самый ранний для болгарского искусства описательно - сюжетный рассказ "Житие святого Герасима", изобилующим множеством подробностей.
Несмотря на трудности чисто технического характера, средневековому художнику удалось соблюсти реальные пропорции. Росписи, несомненно, создавались под влиянием традиций Тырновкой школы живописи. Лики святых, написанные мягкими, пастельными тонами, их фигуры излучают драматизм, не характерный для византийской живописи. Неизвестный живописец явно наделял святых чертами людей, которых он видел в окружающей жизни. Их позы и жесты естественны, исполнены стремительного порыва. Экспрессивность движения придает изображениям интересную , нетипичную для живописи той эпохи асимметричность. Манере художника присуща раскованность, верный себе, своим целям и вкусам, он явно не считался с рамками канонов. В росписях широко представлены античные атрибуты: обнаженные торсы кариатид, колонны, поддерживаемые львами, маски. Эти элементы говорят о том, что возрождение интереса к античности в Византии /14 в. / оказало воздействие на все восточно-европейское искусство той эпохи.