Культура Болгарии

Истоки болгарской культуры исходят ещё из Фракии, Эллады и Древнего Рима. Древние фракийцы достигали непревзойденного мастерства в обработке металлов любого естества. Смешивание разнородных металлов при создании одного сосуда, филигранность выделки не могли не вызвать изумления и восторга у исследователей и ценителей старины от Нью-Йорка до Токио. Самыми известными являются Панагюрский золотой и Рогозенский серебряный клады, а также Вылчетрынский клад и крылатый пегас из села Свештари и погребальная утварь из фракийских гробниц. Сами гробницы, несмотря на большое эллинское влияние, также являются свидетельством архитектурных пристрастий фракийцев, их эстетических и теологических позиций в эпоху архаики и в аттический период. Остатки фракийской, эллинской и римской были обнару-жены и реставрированы целыми городскими комплексами: Август Траян, Три-монциум, Никополис-ад-Иструм, Пауталия, Акре, Мессемврия, Аполлония и ряд других.


Архитектура 
Болгарии   Культура 
Болгарии


Приход славян и древних болгар и основание болгарского государства породили новые тенденции в культурной истории страны. Особый интерес представляют золотые и бронзовые находки тех времён:

• клад из Надь Сент-Миклош,
• перстни болгарских владетелей, боилов, багаинов и багатур,
• предметы из захоронений знатных полководцев и канов,
• меч кана Кубрата,
• золотая утварь из его захоронения и другие находки.

Храм в болгарии   Арки болгарии


Началом нового периода культурной истории Болгарии стало принятие христианства. Наряду с дохристианскими находками из древней столицы Плиска и Мадарским всадником, представляют интерес остатки древних церквей и других сооружений в городе Велики-Преслав, во многих городах, расположенных на Черноморском побережье и во внутренних регионах страны, которые возникли на месте древних городов эпохи раннего средневековья. IX век, получивший название «золотого века» болгарской культуры, считается периодом зарождения болгарской литературы. Тогда наряду с переводами основных христианских книг было создано множество похвальных слов, молитв и песнопений. Стоит посетить раннехристианские монастыри, самым замечательным из которых является Рильский монастырь Х века. От периода византийского владычества XI-XII веков остались строения романского стиля, в основном это здания православных храмов. Преобразованные, заново расписанные, эти храмы функционируют и поныне. Культура болгарского царства после освобождения от византийского владычества поражает своим богатством и уникальной идентичностью. Крепостные стены городов Видин, Червен, Берое, Средец, Асеновград, Белоградчик и других средневековых городов сохранились поныне, их используют при съёмках исторических фильмов.

Великолепны фрески церквей и монастырей того времени. Боянскую церковь, которая находится в пригороде Софии, сравнивают с шедеврами Ренессанса. Монастыри последователей исихазма возле Иваново, Аладжа монастырь и Бачковский монастырь поражают мастерством строителей, художников и рез-чиков по дереву, великолепным использованием природных условий при вы-боре местоположения культовых сооружений. Особенно величественным яв-ляется исторический комплекс древней столицы Велико-Тырново. Холм Ца-ревец поражает своим удивительным градостроительным планом, остатками стен, башен, сооружений быта, своими церквями. Расположенные поблизости церкви и монастыри, комплекс зданий в селе Арбанаси впечатляют своей уни-кальностью и свидетельствуют о размахе и величии дел болгарских владете-лей, о высоком уровне их культуры и мышления.

Имя Захария Зографа известно каждому болгарину, его учениками был создан новый стиль в иконописи. С церковных икон смотрят лучезарные лица обык-новенных болгар, ктиторов и богатых меценатов. Были воскрешены забытые запрещаемые календарные и церковные праздники, достиг расцвета болгар-ский обрядный и праздничный фольклор.
Слагались песни о героях, борцах за освобождение – гайдуках, о труде, о любви, о ратных подвигах, о природе и о Боге. Болгария вступила в эпоху своего Возрождения.
Именно тогда увидела свет «История Славяноболгарская» Паисия Хилендарского, взывавшая к исторической памяти болгарина, его национальному самосознанию, гордости, к его духу свободолюбия. Эта небольшая книга в многочисленных списках сде-лала больше, чем могли бы сделать десятки безуспешных восстаний. До этой книги были известны книги по истории болгарского народа, таких авторов как Блазиус Клейнер и Райно Попович, но они были известны только немногим образованным людям и в изложении событий были крайне неисчерпательными. Одним из переписчиков «Истории Славяноболгарской» был Софроний Врачанский, сам писатель и видный духовный деятель.

Отличалась большим своеобразием болгарская архитектура эпохи Нацио-нального Возрождения. Поныне сохранилось множество городских кварталов, центров городов и целых селений, созданных замечательными мастерами зодчества той эпохи. Типичные мощенные булыжником улочки, сбегающие по склонам, эркеры на фасадах домов, небольшие окна, цветные стилизованные фигуры на глухих станах, яркая окраска зданий, примкнувших одно к другому – таковы основные черты зодчества того времени. Такими городами и селе-ниями являются Копривштица, Тырново, Пловдив, Широка-Лыка, Трявна, Габ-рово, Елена, Котел, Боженцы, Мелник и ряд других населенных пунктов. Эти места любят посещать художники, поэты и музыканты, туда приезжают много-численные туристы с пяти континентов. Особый интерес представляют сохра-нившиеся старинные ремесла, нагляднее всего представленные в музее ху-дожественных ремесел на открытом воздухе Этыра неподалеку от города Габрово, а также в городах Добрич, Пловдив, Трявна.

Ныне в каждом городе Болгарии есть исторический музей, школы, гимназии, читалишта, дома культуры, библиотеки. Везде есть кинотеатры, а в более крупных городах – театры. Небольшая часть из них – государственные, большинство – муниципальные, растёт число частных трупп. В стране есть государственный цирк, а также множество частных шапито. Работают кукольные театры, театры оперы, оперетты, балетные труппы, театры пантомимы, кафе-театры, театры варьете, ночные и музыкальные клубы.

Что касается религии, то преобладающая часть населения Болгарии испове-дует православие. С 865 года, с крещения болгар князем Борисом Михаилом, Болгария является православным государством. Позднее в стране возникли отдельные учения, такие как богомильство, адамитство, которые наряду с павликианством считались ересями. Сегодня эти религиозные течения уже только история. Во времена социалистического правления после Второй ми-ровой войны официальной доктриной был провозглашён атеизм. И сейчас около одной 20% населения Болгарии считают себя атеистами. Более малочисленные группы составляют мусульмане, католики, протестанты, а также братство дановистов, последователи розенкрейцеров, мормоны. Не обошла стороной Болгарию и мода на восточные религии. В стране имеются легитим-ные представители индуизма, буддизма, зороастрийства, разновидности уче-ния йога: хатха, бхакти, тантра, крийя, а также иудаисты, поклонники индейских божеств.

В болгарские семьи возвращаются христианские традиции, среди которых особой популярностью пользуется соблюдение традиций празднования Со-чельника, Рождества Христова и Воскресения Христова, а также именин – семейных праздников болгар, связанных с именами архангелов, святых, великомучеников. Можно сказать, что в современной Болгарии, православие переживает некий ренессанс.